Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в столице

Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в столице

Постановление Правительства Республики Казахстан от 8 ноября 2007 года № 1061

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О статусе столицы Республики Казахстан» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в столице.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

      Премьер-Министр 
      Республики Казахстан

Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 ноября 2007 года N 1061

Правила
перевозки пассажиров и багажа автомобильным
транспортом в столице

Общие положения

  1. Настоящие Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в столице (далее — Правила) устанавливают порядок организации и осуществления автомобильных перевозок пассажиров и багажа в столице Республики Казахстан.
    2. Правила действуют на территории столицы Республики Казахстан.
    3. Основные понятия, используемые в Правилах:
    багаж — имущество пассажира, упакованное и перевозимое в автобусе в пределах норм, установленных настоящими Правилами, а также в такси на основании дополнительного соглашения с перевозчиком;
    билет — документ, удостоверяющий право пассажира осуществлять поездку и подтверждающий заключение договора автомобильной перевозки пассажира;
    бортовой журнал — пронумерованный и прошнурованный журнал, находящийся на автотранспортном средстве, в котором проставляются отметки о прохождении предрейсового технического осмотра автотранспортного средства и предрейсового (предсменного) медицинского осмотра водителя;
    дорожная полиция — территориальный орган внутренних дел, осуществляющий специальные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения в столице;
    маршрут — путь следования между установленными начальным, промежуточными и конечным пунктами и расписаниями движения определенный в процессе организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;
    массовые перевозки — перевозки, осуществляемые группой из двух или более транспортных средств, организованные движением в транспортной колонне, либо в установленном режиме с дополнительным контролем движения по маршруту и на конечных пунктах;
    опасные участки — участки автомобильных дорог, проезд по которым сопряжен с повышенным риском вовлечения в дорожно- транспортное происшествие или связан с существенными изменениями режима движения;
    орган транспорта столицы — местный исполнительный орган, уполномоченный акимом столицы осуществлять регулирование в сфере транспорта на территории столицы;
    орган транспортного контроля — территориальный орган Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, осуществляющий специальные функции в области транспорта;
    пункт посадки и высадки пассажиров (остановочный пункт) — место, обустроенное в соответствии с требованиями настоящих Правил, предназначенное для остановки автотранспортных средств с целью посадки и высадки пассажиров;
    расписание движения — таблица, содержащая сведения о месте и времени движения автобусов, микроавтобусов по каждому остановочному пункту маршрута регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа;
    рейс — путь автобуса, микроавтобуса от начального до конечного пункта маршрута;
    схема маршрута — графическое условное изображение маршрута с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и так далее).
    4. По характеру организации автомобильные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные и нерегулярные.
    5. Регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются автобусами и микроавтобусами по утвержденным органом транспорта столицы маршрутам.
    При организации регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа на городских маршрутах заранее определяются транспортные средства (автобусы или микроавтобусы), которые будут использоваться для осуществления перевозок.
    6. При осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа перевозчик обеспечивает наличие на автотранспортном средстве путевого листа с отметками о прохождении предрейсового (предсменного) медицинского осмотра водителя и технического осмотра автотранспортного средства.
    7. Нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа организуются перевозчиками по собственной инициативе и осуществляются с использованием автобусов, микроавтобусов и легковых автомобилей, соответствующих требованиям настоящих Правил.
    8. Нерегулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки разового характера, перевозки заказными автобусами, микроавтобусами и легковыми автомобилями, а также на перевозки такси.
    9. К автомобильным перевозкам пассажиров и багажа допускаются автотранспортные средства, прошедшие технический осмотр в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
    10. Автобусы, используемые при регулярных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям соответствующих технических регламентов, при этом используются автобусы, имеющие не менее двух пассажирских дверей.
    11. На регулярных городских маршрутах столицы эксплуатируются автобусы со сроком службы не более 14 лет.
    12. В салоне автобусов, используемых при регулярных городских автомобильных перевозках пассажиров и багажа, должно располагаться информационное табло, содержащее:
    1) полное наименование перевозчика;
    2) номера контактных телефонов перевозчика, организатора перевозок, а также территориальных управлений Комитета административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее — органы дорожной полиции);
    3) копию схемы маршрута и расписания движения;
    4) установленный тариф на проезд по маршруту и провоз багажа;
    5) размер штрафа за неоплаченный проезд и/или провоз багажа;
    6) права и обязанности пассажиров;
    7) пиктограммы с информацией о запретах и обозначениями специальных мест.
    Автобусы, используемые при регулярных городских автомобильных перевозках пассажиров и багажа, оборудуются автоматизированной громкоговорящей установкой объявления остановок и устройством автоматизированной системы диспетчерского сопровождения и подсчета пассажиропотока для контроля за работой на линии (при соответствующем требовании организатора перевозок).
    Сноска. Пункт 12 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 26.08.2013 № 855.
    13. В передней и задней сторонах автобусов, используемых при регулярных городских автомобильных перевозках пассажиров и багажа, устанавливаются трафареты установленного образца с указанием номера маршрута.
    Номер маршрута должен быть написан черным цветом (высота шрифта не менее 120 мм) на светло-желтом фоне. В случае осуществления экспрессных перевозок на трафарете под номером маршрута должна быть надпись «Экспресс» красного цвета (высота шрифта не менее 60 мм).
    14. С правой стороны автобусов, используемых на городских маршрутах регулярных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, возле одной из пассажирских дверей салона должен помещаться трафарет с номером и кратким описанием маршрута (наименования крупных промежуточных и конечных остановок, по которым проходит маршрут, общественно значимых мест) на государственном и русском языках.
    15. На передней, боковых и задней сторонах автобусов, используемых на маршрутах регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа, устанавливаются гаражные номера установленной формы.
    16. Перевозка организованных групп детей осуществляется автобусами, имеющими не менее двух дверей. Кроме того, на этих автобусах спереди и сзади устанавливаются опознавательные знаки «Перевозка детей» и проблесковые маячки желтого цвета. К перевозкам организованных групп детей допускаются водители в возрасте не менее двадцати пяти лет, имеющие водительское удостоверение соответствующей категории и стаж работы водителем не менее пяти лет.
    17. В передней части салонов автобусов, используемых при регулярных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, предусматриваются места для инвалидов, пенсионеров, беременных женщин и пассажиров с детьми дошкольного возраста. Рядом с этими местами должно располагаться информационное табло, указывающее на их предназначение.
    18. Курение в неустановленных местах в салонах городских автобусов, такси и городского электротранспорта влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Порядок открытия, закрытия и изменения маршрутов
регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа

  1. По вопросам открытия, закрытия и изменения регулярных городских маршрутов автомобильных перевозок пассажиров и багажа заинтересованные физические и юридические лица направляют соответствующие предложения в орган транспорта столицы.
    20. Для решения вопросов по открытию маршрутов регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа заинтересованное физическое или юридическое лицо разрабатывает схему маршрута и расписание движения по нему и направляет их в орган транспорта столицы.
    21. Регулярные перевозки пассажиров и багажа могут быть организованы, если:
    1) пропускная способность автомобильных дорог позволяет осуществлять регулярное движение автобусов по определенным маршрутам;
    2) состояние автомобильных дорог и их обустройство соответствуют требованиям безопасности дорожного движения.
    22. При формировании маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом обеспечивается исполнение следующих принципов:
    удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту;
    рациональное использование вместимости автобусов по установленным нормам;
    создание необходимых удобств пассажирам в пути следования;
    соблюдение пропускной способности дорог, остановочных пунктов и других объектов инфраструктуры;
    соблюдение нормативов и правил эксплуатации автобусов, требований безопасности дорожного движения;
    минимизация затрат времени пассажиров на поездки;
    периодичность движения автобусов по всем сопряженным маршрутам;
    соблюдение режима и условий труда водителей.
    23. В целях планирования организации и учета маршрутов регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа органом транспорта столицы осуществляется ведение реестра маршрутов регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа.
    24. Реестры содержат следующие основные характеристики маршрутов:
    номер и наименование маршрута по начальному и конечному пунктам следования;
    количество и наименования промежуточных пунктов на маршруте в прямом и обратном направлениях;
    протяженность маршрута в прямом и обратном направлениях;
    средняя эксплуатационная скорость движения на маршруте в прямом и обратном направлениях;
    период обслуживания маршрута: круглогодичные, дополнительные (действующие в определенные дни и периоды суток (выходные, праздничные дни или в часы «пик» городских маршрутов), сезонные (действующие в течение заранее установленного промежутка времени (в дачный период, на время функционирования зон отдыха, период повышенного пассажиропотока);
    расписания движений по маршруту;
    пассажиропоток и пассажирооборот;
    класс автобусов, микроавтобусов и паспортная вместимость автобусов на маршруте по местам для сидения пассажиров и общая (с учетом вместимости накопительных площадок);
    необходимое для обслуживания маршрута количество автобусов, микроавтобусов, с учетом резервного подвижного состава;
    сведения о перевозчике (наименование, адрес, фамилия, имя, отчество, телефон руководителя и лица, ответственного за организацию перевозок) и период действия выданных ему разрешительных документов.
    25. Открываемые, а также действующие городские маршруты регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа столицы подлежат обследованию с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автодорожной инфраструктуры требованиям безопасности перевозок.
    Обследование маршрутов проводится комиссией, состав которой утверждается органом транспорта столицы.
    26. Результат каждого обследования и согласования расписаний движения оформляется актом, в котором дается заключение о возможности открытия нового, дальнейшей эксплуатации или целесообразности закрытия действующих маршрутов по определенным расписаниям движения с учетом действующего и прогнозируемого пассажиропотока.
    27. Акты обследования передаются органу транспорта столицы для решения вопроса об открытии, изменении или продолжении эксплуатации маршрутов, принятия мер по повышению безопасности перевозок, организации контроля за устранением выявленных недостатков.
    28. Орган транспорта столицы осуществляет установку, замену и содержание остановочных пунктов.
    Допускается организация комбинированных остановочных пунктов в зданиях и сооружениях для различных видов транспортных систем.

Диспетчерское руководство движением автобусов

  1. Диспетчерское руководство регулярных международных, междугородных межобластных, междугородных внутриобластных, пригородных и соединяющих населенных пункты: поселки, аулы (села) со столицей маршрутов осуществляется только диспетчерской службой автовокзала или единой диспетчерской службой.
    30. Диспетчерские службы автовокзала, автостанций и перевозчиков в столице выполняют следующие функций:
    1) инструктирование водителей об особенностях движения на маршруте, в том числе связанных с погодно-климатическими или другими условиями на дороге;
    2) контроль за наличием у водителей необходимых документов (свидетельства либо разрешения, справка о прохождении курсов знания технического минимума, схемы маршрутов, путевого листа) для осуществления перевозок пассажиров по конкретному маршруту;
    3) контроль за наличием у кондуктора необходимых документов (справка о прохождении курсов знания технического минимума, разовых билетов) для осуществления перевозок пассажиров по маршруту;
    4) иные функции в соответствии с законодательством.
    31. Общее диспетчерское руководство городских маршрутов столицы осуществляется единой диспетчерской службой на основании договора с органом транспорта столицы и всеми перевозчиками регулярных городских маршрутов.
    32. Единая диспетчерская служба столицы выполняет следующие функций:
    1) информирование перевозчиков и их диспетчерских служб об осложнениях проезда по маршруту, в том числе ограничениях или запрещениях движения, связанных с погодно-климатическими или другими условиями на дороге;
    2) информирование дорожных органов, органов дорожно-патрульной полиции, гражданской защиты об осложнениях проезда по маршруту, в том числе ограничениях или невозможности движения, связанных с погодно-климатическими или другими условиями на дороге;
    3) информирование органа транспорта столицы о срывах расписаний (графиков) движения и других нарушений положений настоящих Правил перевозчиками, осуществляющими регулярные городские автомобильные перевозки пассажиров и багажа;
    4) иные функции в соответствии с законодательством.
    Сноска. Пункт 32 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 02.04.2015 № 173 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Порядок организации и проведения конкурсов
на право обслуживания маршрутов регулярных городских
автомобильных перевозок пассажиров и багажа

  1. Регулярные городские автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслуживания маршрутов (далее — конкурс), на основании договоров организации регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа, заключаемых между перевозчиками и органом транспорта столицы.
  2. В конкурсе может принять участие любое физическое или юридическое лицо, независимо от формы собственности, владеющее автобусами, микроавтобусами на праве собственности или иных законных основаниях, способное организовать перевозки в соответствии с требованиями настоящих Правил и обеспечить техническое обслуживание и ремонт автобусов, микроавтобусов в соответствии с требованиями законодательства.
  3. Маршруты регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа распределяются среди перевозчиков на конкурсной основе. На конкурс могут выставляться как отдельный маршрут, так и несколько маршрутов одним лотом. При формировании лотов учитываются значимость и рентабельность маршрутов. Наряду с рентабельными в лот могут быть включены нерентабельные, но не более двух в один лот.
  4. Организатором конкурса является орган транспорта столицы.
  5. Победителем конкурса на право обслуживания конкретного маршрута (маршрутов лота) признается участник, соответствующий требованиям конкурса и предложивший наилучшие условия перевозок с учетом качественного обслуживания пассажиров и экипировки транспортных средств, обеспечения безопасности перевозки на данном маршруте (маршрутах лота) и получивший наибольшее количество баллов, рассчитанных по соответствующей оценочной шкале (приложение).
  6. Акимат столицы может устанавливать более низкие, чем предложили участники конкурса, тарифы на проезд по маршрутам регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа, и определенные в соответствии с методикойрасчета тарифов на соответствующие перевозки пассажиров и багажа.
    В случае, когда установленные акиматом столицы тарифы не покрывают затрат на перевозки, указанные в настоящем пункте, акимат столицы возмещают перевозчику разницу между установленным тарифом и фактическими затратами на перевозки за счет средств местного бюджета.
  7. В случае изменения тарифов на проезд по маршрутам городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа акимат столицы объявляет об указанных изменениях населению через средства массовой информации не позднее, чем за десять календарных дней до начала осуществления перевозок по новым тарифам.
  8. Продолжительность конкурса, начиная со дня даты его объявления и заканчивая датой подписания протокола о результатах конкурса, должна занимать не менее 30 и не более 60 календарных дней.
  9. Для рассмотрения конкурсных предложений, их оценки и определения победителей конкурса создается конкурсная комиссия (далее — комиссия), состав которой определяется распоряжением акима столицы.
  10. В комиссию включаются представители:
    1) органа транспорта столицы;
    2) органа транспортного контроля;
    3) дорожной полиции.
    В состав комиссии включаются представители общественных объединений автотранспортных пассажирских перевозок в случае подачи ими соответствующей заявки в орган транспорта столицы.
  11. В составе комиссии должен быть предусмотрен секретарь комиссии, на которого возлагаются организаторские функции работы комиссии без права оценки конкурсных предложений.
  12. Число членов комиссии должно быть нечетным и составлять не менее пяти человек.
  13. Перед проведением конкурса орган транспорта столицы формирует лоты, согласованные с комиссией, и подготавливает комплекты конкурсной документации.
    При этом принятие решения по согласованию формируемых лотов осуществляется комиссией с закреплением решения в протоколе заседания.
  14. Комплект конкурсной документации включает в себя:
    1) основные характеристики маршрутов регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа, выставляемых на конкурс, к ним также прилагаются схемы маршрутов и расписания движений, график необходимого обновления подвижного состава, экологические требования, необходимость специальной экипировки и формы одежды водителей (кондукторов) и диспетчеров;
    2) формы для заполнения конкурсных предложений на обслуживание маршрутов регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа, выставляемых на конкурс (далее — конкурсные предложения) в количестве равному числу членов комиссии;
    3) проект договора организации регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа;
    4) бланк информации об участнике;
    5) оценочная шкала;
    6) один большой конверт для подачи конкурсных предложений (если на конкурс выставлено более одного лота, то на каждый лот должны быть отдельные конверты).
  15. Конкурсные предложения включают в себя следующий набор критериев, по которым комиссия производит оценку участников по итогам конкурса:
    1) предлагаемый подвижной состав (вид, категория и количество автобусов, микроавтобусов, срок эксплуатации, паспортная вместимость);
    2) принадлежность транспортных средств;
    3) наличие производственно-технической базы для хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава (собственной или используемой по договору);
    4) опыт работы руководящего звена претендента на городских маршрутах;
    5) опыт работы водительского персонала в сфере пассажирских перевозок;
    6) система мер по замене подвижных единиц, сошедших с линии;
    7) дополнительные предложения по осуществлению перевозок пассажиров.
  16. Не допускается повторное указание подвижного состава и водительского персонала в конкурсных предложениях более чем на один маршрут до окончания конкурса по лоту, включающему данный маршрут.
    В случае выявления фактов указания участниками подвижного состава и водительского персонала в конкурсных предложениях более чем на один маршрут до окончания конкурса по лоту, включающему данный маршрут, более позднее сданные конкурсные предложения считаются недействительными.
  17. Участник должен представить полную и достоверную информацию по конкурсным предложениям.
  18. Орган транспорта столицы через средства массовой информации не позднее, чем за 30 календарных дней до проведения конкурса объявляет дату, место и время проведения конкурса, обязательные условия для участия в конкурсе, место и сроки приема заявок.
  19. В течение пяти рабочих дней со дня публикации объявления о проведении конкурса комиссия проводит предконкурсную конференцию по вопросам проведения конкурса.
  20. Председатель комиссии создает предконкурсную комиссию из представителей органа транспорта столицы, органов транспортного контроля и дорожной полиции, не входящих в состав комиссии, для организации проверки с выездом на место достоверности представленных участниками конкурса данных (далее — проверка).
    В случаях, когда своевременное принятие решения о составе предконкурсной комиссии невозможно в связи с отсутствием председателя комиссии, комиссия может коллегиально определить состав предконкурсной комиссии.
  21. Желающие участвовать в конкурсе представляют письменную заявку на комплект конкурсной документации и оплачивают его стоимость. Стоимость комплекта конкурсной документации должна соответствовать калькуляции затрат, связанных с проведением конкурса, но не должна превышать 10-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного на день выхода объявления о проведении конкурса.
  22. Документы, указанные в подпунктах 1), 3) и 5) пункта 47 настоящих Правил, комплекта конкурсной документации, подготовленного для участников конкурса, должны быть заверены печатью органа транспорта столицы.
  23. Регистрация участников конкурса начинается со дня публикации объявления о конкурсе и завершается за пять рабочих дней до его начала.
  24. Для регистрации в качестве участника конкурса необходимо представить в комиссию заявку на участие в конкурсе по соответствующему лоту (далее — заявка), с приложением следующих документов, вложенных в прилагаемый к конкурсной документации конверт:
    1) заполненный бланк информации об участнике;
    2) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица;
    3) копии договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств и договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;
    4) копии технических паспортов и свидетельств о прохождении государственного технического осмотра за предшествующее периоду конкурса полугодие на весь предлагаемый к перевозкам подвижной состав;
    5) заполненные и заверенные подписью и печатью участника конкурсные предложения в количестве, равном количеству форм, вложенных в комплект конкурсной документации.
    Конкурсные предложения оформляются на белых стандартных листах единообразно, без исправлений и помарок.
  25. Секретарь комиссии принимает заявки, поданные в срок, и участникам выдаются уведомления (справки) о приеме документов, после чего не допускаются вносить в конкурсные предложения изменения и дополнения.
    Заявки и прилагаемые к ним документы, поданные с нарушением сроков, указанных в объявлении о проведении конкурса, комиссией не рассматриваются.
  26. Прием заявок производится при наличии всех документов, предусмотренных пунктом 56 настоящих Правил.
  27. Параллельно с принятыми заявками предконкурсная комиссия составляет график проведения проверок и письменно не позднее, чем за 3 дня уведомляет каждого участника о времени проверки. Участник в день проведения проверки представляет предконкурсной комиссии все необходимые материалы и обеспечивает возможность ознакомления их с требуемыми объектами.
  28. Члены предконкурсной комиссии проверяют достоверность прилагаемых к конкурсной документации копий документов, соответствие классов, моделей и регистрационных номеров автотранспортных средств, указанных в конкурсных приложениях, а также возможность хранения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава на производственно-технической базе, указанной в конкурсных предложениях.
    По итогам проверки предконкурсная комиссия проставляет отметку о достоверности сведений, представленных в конкурсных предложениях, на заполненном бланке информации об участнике и прилагает справку о соответствии автотранспортных средств, указанных в конкурсных предложениях участника, требованиям, указанным в настоящих Правилах (далее — справка).
    Для оптимизации времени допускается разделение членов предконкурсной комиссии по объектам и видам проверки с целью выражения мнений о достоверности сведений, представленных в конкурсных предложениях, и подписания справки.
    Указанные документы запечатываются в соответствующий конверт с заявкой и документами, представленными участником.
  29. В день проведения конкурса члены комиссии поочередно вскрывают конверты с заявками и прилагаемыми документами участников и рассматривают конкурсные предложения в соответствии со списком регистрации участников.
    Члены комиссии индивидуально в соответствии с оценочной шкалой, проставляют баллы в листе оценки конкурсных предложений.
  30. В случаях, когда класс, пассажировместимость и количество (с учетом резервного подвижного состава) автобусов, микроавтобусов, указанных в конкурсных предложениях, не удовлетворяют требованиям настоящих Правил и основным характеристикам к маршрутам, а также в случаях, когда в конкурсных предложениях не указывается ссылка на исполнение дополнительных требований, определенных организаторами конкурса в соответствующем объявлении о проведении конкурса, заявки и прилагаемые к ним документы отклоняются комиссией от рассмотрения.
  31. После рассмотрения и оценки всех конвертов с документами участников на конкретный лот члены комиссии суммируют итоговые баллы листов оценки конкурсных предложений по соответствующим участникам и определяют общий суммарный балл, который регистрируется в протоколе.
  32. По результатам общих суммарных баллов члены комиссии рассматривают документы, в том числе справку участника, набравшего максимальный общий суммарный балл.
    В случае положительной оценки предконкурсной комиссии о соответствии автотранспортных средств, указанных в конкурсных предложениях участника, требованиям, указанным в настоящих Правилах, данный участник признается победителем конкурса по соответствующему лоту.
    В случае отрицательного заключения предконкурсной комиссии члены комиссии переходят к аналогичному рассмотрению документов участника, набравшего следующий по максимальности общий суммарный балл.
  33. Если по какому-либо лоту не зарегистрирован ни один участник, орган транспорта столицы должен изменить основные требования по данному лоту или сформировать другой лот и выставить на следующий конкурс.
    В случае если по лоту дважды в двух конкурсах представлены единственные заявки одного и того же участника, конкурсная комиссия может путем голосования не менее 1/2 от общего числа членов комиссии определить победителем по лоту данного участника.
  34. Результаты проведенного конкурса оформляются протоколом, который подписывается членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Каждый член комиссии может письменно изложить свое особое мнение и приложить его к протоколу.
    Решение комиссии признается правомочным, если в ее заседании участвует не менее 2/3 членов.
  35. Организатор конкурса в течение 30 календарных дней со дня проведения конкурса письменно направляет всем участникам результаты оценки представленных ими конкурсных предложений.
  36. Результаты конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.
  37. В случае признания судом результатов конкурса недействительными повторный конкурс проводится не позднее, чем через 30 рабочих дней после вступления в силу решения суда об аннулировании результатов предыдущего конкурса.
    При этом участникам предыдущего конкурса конкурсная документация предоставляется бесплатно.
  38. На основании протокола орган транспорта столицы заключает с победителем конкурса договор организации регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа (далее — договор). Договор заключается на срок не менее трех лет.
  39. Победителю конкурса, заключившему договор, выдается свидетельство на право обслуживания маршрутов регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа (далее — свидетельство) на весь срок действия договора, подтверждающее право работы на маршруте. Осуществление указанных перевозок без свидетельства не допускается.
  40. Свидетельство изготавливается органом транспорта столицы типографским способом, имеет не менее четырех степеней защиты и является бланком строгой отчетности и содержать следующую информацию:
    наименование перевозчика;
    номер маршрута;
    дата выдачи;
    срок действия;
    место для подписи должностного лица и печати органа транспорта столицы.
  41. Свидетельства с указанием автобусов (микроавтобусов), представленных победителем конкурса в конкурсных предложениях для использования на маршруте, в том числе с указанием резервного подвижного состава, выдаются перевозчику в количестве, соответствующему количеству автотранспортных средств, используемых на маршруте, и должны находиться у водителей автобусов, микроавтобусов при осуществлении перевозок.
  42. Не допускается передача прав работы на маршруте (маршрутах) третьей стороне.
  43. В случае прекращения действия договора орган транспорта столицы изымает у перевозчика свидетельства и объявляют новый конкурс на маршруты, обслуживаемые по этому договору.
  44. В случае расторжения договора в одностороннем порядке по инициативе перевозчика, последний уведомляет об этом орган транспорта столицы не позднее, чем за 45 календарных дней.

Регулярные городские
автомобильные перевозки пассажиров и багажа

  1. Регулярные городские автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по утвержденной органом транспорта столицы маршрутной сети, которая формируется на основании утвержденной комплексной схемы развития пассажирского транспорта и анализа пассажиропотоков, по предложениям граждан, организаций.
    При этом схема движения пригородного маршрута в черте города должна быть наикратчайшей.
  2. Движение регулярных международных, междугородних межобластных, междугородных внутриобластных и соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) со столицей маршрутов внутри столицы осуществляется по утвержденной органом транспорта столицы карте-схеме.
  3. Маршрутная сеть регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа должна формироваться таким образом, чтобы исключить дублирование маршрутов, а также повторение более пятидесяти процентов остановочных пунктов одного маршрута в другом.
  4. Определение использования на маршруте регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа микроавтобусов, обосновывается низким пассажиропотоком, при этом протяженность маршрутов с использованием микроавтобусов не должна превышать тридцати процентов общей протяженности маршрутной сети регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа.
  5. Маршруты регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа обслуживаются в одном из следующих режимов:
    1) обычном, осуществляемом городскими автобусами, имеющими не менее двух пассажирских дверей, микроавтобусами, а также междугородными автобусами на маршрутах регулярных автомобильных перевозок, с остановками на всех указанных на схеме маршрута остановочных пунктах, расстояние между которыми должно составлять от 400 до 800 м в черте города;
    2) экспрессном, осуществляемом городскими автобусами, имеющими не менее двух пассажирских дверей, с остановками на всех указанных на схеме маршрута остановочных пунктах, расстояние между которыми может составлять от 800 до 3000 м.
  6. В соответствии со спецификой обслуживания населения в столице регулярные городские автомобильные перевозки пассажиров и багажа могут носить следующий характер:
    1) постоянный, действующий в течение всего установленного периода суток и всех дней недели;
    2) дополнительный, действующий в определенные дни или периоды суток (выходные, праздничные дни или часы «пик»);
    3) сезонный, действующий в течение заранее установленного промежутка времени (в дачный период, на время функционирования зон отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов);
    4) временный, действующий кратковременно (в случае возникновения непредвиденных ситуаций на дорожной сети, препятствующих обслуживанию в обычном режиме).
  7. Посадка и высадка пассажиров в автотранспортное средство производятся в следующей последовательности:
    1) в микроавтобусах сначала производится высадка, а затем — посадка пассажиров;
    2) в автобусах, имеющих две и более двери, высадка пассажиров производится через все двери кроме передней, а посадка — через переднюю дверь.
  8. Правом посадки через заднюю дверь автобуса пользуются только инвалиды.
  9. Правом внеочередной посадки пользуются инвалиды, пенсионеры, беременные женщины, пассажиры с детьми дошкольного возраста.
  10. Оплата проезда и провоза багажа на маршрутах регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа производится пассажиром наличными деньгами кондуктору (водителю) или через единую систему электронной оплаты за проезд.
    Разрешается провозить в салоне автобуса без дополнительной оплаты одно место ручной клади размером до 60x40x20 см и весом не более 20 кг, а также одну пару лыж в чехле, детскую коляску или санки (только в автобусах).
  11. Продажа месячных проездных билетов и электронных бесконтактных карт оплаты на регулярные городские маршруты производится в пунктах распространения проездных билетов. Выдача льготных проездных билетов осуществляется в местных органах социальной защиты населения.
  12. Пополнение счетов электронных бесконтактных карт осуществляется через сеть специализированных электронных устройств.
  13. Факт оплаты проезда, провоза ручной клади сверх установленной нормы и багажа в городском сообщении за наличные деньги фиксируется выдачей пассажиру разового общего билета, содержащего следующую информацию:
    серию и номер;
    стоимость проезда;
    год выпуска билета.
  14. Факт оплаты проезда посредством электронной бесконтактной карты фиксируется на электронном счете электронной бесконтактной карты соответствующего идентификационного номера.
  15. Порядок пользования электронными бесконтактными картами регламентируется технологией применяемых систем, но не противоречащей требованиям действующего законодательства.
  16. Не допускается одновременное применение двух и более технологический различных систем оплаты за проезд.
  17. Действие месячных или льготных проездных билетов не распространяется на провоз багажа и ручной клади сверх установленной нормы.
  18. Пассажир, имеющий месячный и льготный проездной билет, предъявляет его кондуктору (водителю) при посадке в автобус, микроавтобус.
  19. Если пассажир пользуется льготным проездным билетом, то он предъявляет также документ, подтверждающий его право на льготу.

Перевозка пассажиров и багажа такси

  1. К перевозке пассажиров и багажа автомобилями-такси допускаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие договоры на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа такси в столице с органом транспорта столицы.
  2. Договор заключается сроком не менее одного года. Лицу, заключившему договор, на каждое транспортное средство выдается свидетельство согласно договору (на весь срок его действия).
  3. Сведения о заключении и расторжении договоров с перевозчиками публикуются органом транспорта столицы в периодическом печатном издании, распространяемом на территории столицы.
  4. Для заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа такси в столице (далее — договор) заинтересованное лицо обращается в орган транспорта столицы с соответствующей заявкой.
  5. На основании заявления и приложенных документов орган транспорта столицы в течение десяти рабочих дней с момента подачи заявки рассматривает представленные документы.
  6. По результатам рассмотрения предложений заявителя орган транспорта столицы принимает решения:
    о заключении или об отказе в заключении договора;
    о назначении дополнительного срока по вторичному рассмотрению документов.
    Отказ в заключении договора допускается в случае несоответствия заинтересованного лица требованиям настоящих Правил и оформляется в письменной форме с указанием основания отказа.
  7. Перевозчики:
    осуществляют перевозки технически исправными автомобилями-такси и соответствующими требованиям Правил;
    должны иметь диспетчерскую службу для оказания услуг по приему и передаче заказов или договор с диспетчерской службой на диспетчерское сопровождение;
    регистрируютсяв соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
    заключают договор страхования гражданской правовой ответственности перевозчиков перед пассажирами в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном страховании ;
    обеспечивают условия для проведения планово-предупредительного технического обслуживания, ремонта и предрейсового контроля подвижного состава в соответствии с Правилами технической эксплуатации автотранспортных средств. В случае отсутствия такой базы или отдельных ее компонентов перевозчики должны иметь хозяйственные договоры с субъектами, выполняющими соответствующие виды работ и услуг, имеющие разрешительные документы на осуществление данного вида деятельности;
    обеспечивают прохождение периодических и предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств независимо от того, где и когда начинается их рабочий день (смена), медицинским работником, допущенным в соответствии с законодательством Республики Казахстан к данному виду деятельности, и не эксплуатировать транспортные средства водителей, не прошедших предрейсовый медицинский осмотр, а также своевременную замену такси в случае их неисправности;
    соблюдают режим труда и отдыха водителей;
    обеспечивают водительский персонал форменной одеждой установленного образца;
    обеспечивают водителям профессиональную подготовку, переподготовку и повышение их квалификации в профессиональных учебно-образовательных центрах пассажирского транспорта, предусматривающие знание:
    города и расположения улиц;
    Правил дорожного движения и настоящих Правил;
    типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления транспортным средством в сложных дорожных и метеорологических условиях;
    приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
    порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
    Автомобили-такси должны быть оборудованы «шашечным поясом» по периметру кузова и опознавательным колпаком, расположенным на крыше и хорошо различимым на расстоянии до 500 метров, логотипом перевозчика на передних дверях, номерами обслуживающей диспетчерской службы на задних дверях и индивидуальным регистрационным номером автомобиля-такси (гаражный номер) в задних боковых сторонах кузова. Опознавательный колпак должен иметь надпись «TAXI» (такси) или характерный «шашечный пояс» и подсвечиваться в темное время суток.
  8. Автомобили-такси должны быть единой цветовой гаммы по форме, утвержденной органом транспорта столицы.
  9. Автомобили-такси должны быть оснащены таксометрами в исправном состоянии и зарегистрированными в установленном порядке в налоговом органе.
  10. Автомобили-такси должны быть оборудованы средствами радиофицированной и иной связи с диспетчерской службой.
  11. В салоне автомобиля-такси в поле зрения пассажиров должны находиться:
    свидетельство, подтверждающее наличие договора с фотографией водителя, указанием его фамилии, имени, отчества, а также официального наименования перевозчика;
    тариф на перевозку, а также специальные тарифы, применяемые в определенных случаях (за каждое место багажа, каждое животное и т.д.);
    номера телефонов органа транспорта столицы, диспетчерской службы перевозчика и Государственное учреждение «Служба 051».
    В салоне автомобиля-такси в доступном месте должны находиться:
    страховой полис гражданско-правовой ответственности перевозчиков перед пассажирами;
    выписка из Правил в части прав и обязанностей участников перевозочного процесса;
    карта города (столицы).
    Положения данного пункта должны выполняться в соответствии с законодательством о языках.
  12. В автомобиле-такси должны находиться:
    1) медицинская аптечка с необходимым набором лекарств и медицинских средств;
    2) знак аварийной остановки;
    3) средства пожаротушения, закрепленные в легкодоступном для водителя месте.
  13. Передние сидения автомобиля-такси должны быть оборудованы подголовниками и ремнями безопасности.
  14. Автомобили-такси должны находиться на постоянном учете в Управлении дорожной полиции Департамента внутренних дел столицы.
  15. Автомобили-такси должны проходить ежеквартальный государственный технический осмотр в установленном законодательствомРеспублики Казахстан порядке.
  16. Техническое состояние и оборудование автомобиля-такси в части безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
  17. Салоны автомобилей-такси должны ежедневно подвергаться влажной уборке.
  18. Водители, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа в столице на автомобилях-такси, должны иметь:
    водительское удостоверениесоответствующей категории;
    водительский стаж не менее 5 лет;
    справку о прохождении медицинского осмотра с указанием пригодности к перевозке пассажиров и ежегодном флюорографическом обследовании.
  19. Диспетчерские службы по приему заказов на такси обязаны зарегистрироваться в реестре органа транспорта столицы путем подачи заявления.
  20. Диспетчерские службы:
    должны обеспечить качественную многоканальную и оперативную радиофицированную и иную связь по приему заказов от пассажиров и передаче их водителю такси;
    осуществляют контроль за своевременным исполнением заказов и подачей такси;
    должны вести журнал регистрации поступивших от пассажиров заказов;
    при опоздании такси или невозможности исполнить заказ должны немедленно предупредить лицо, оформившее заказ на такси, о его задержке или заменить другим такси в кратчайшие сроки по согласованию с пассажиром;
    должны представлять достоверную и правдивую информацию населению города о приеме заказов на такси.
  21. Для эффективной работы автомобилей-такси и создания удобств в их использовании пассажирами организуется оборудование и размещение стоянок такси возле крупных объектов — вокзалов, торговых центров, стадионов и в других пассажирообразующих пунктах города.
  22. Стоянки такси включают в себя отделенную от проезжей части благоустроенную территорию для парковки и стоянки не более 10 автомобилей-такси, дорожную разметку, дорожные знаки, трафарет с наименованием и номером стоянки, указатель «Посадка на такси». Текущее содержание и обслуживание стоянок такси осуществляются районными акиматами города.
  23. Количество отстаивающихся такси вдоль проезжей части при наличии благоустроенного «кармана» должно быть не более пяти автомобилей (без «кармана» — не более трех).
  24. Стоянки автомобилей-такси должны освещаться в темный период суток.
  25. Правом пользования стоянками такси обладает только перевозчик, соответствующий условиям настоящих Правил, и имеющий свидетельство.
  26. Посадка в автомобили-такси производится на специально оборудованных стоянках такси, участках улично-дорожной сети и в местах подачи автомобилей-такси по заказам пассажиров.
  27. Посадка в автомобиль-такси и выход из него осуществляются после полной остановки и только с правой стороны автомобиля, если посадка и высадка пассажиров производятся вблизи проезжей части.
  28. При необходимости ожидания пассажира (по его просьбе) пассажир обязан произвести с водителем полный расчет за совершенную поездку.
  29. Заказ на подачу автомобиля-такси может быть принят перевозчиком по телефону. Стоимость проезда оплачивается пассажиром по показанию таксометра.
  30. Промежуток времени между приемом заказа и подачей автомобилей-такси, а также порядок и размер оплаты срочных заказов устанавливаются по согласованию с диспетчерскими службами.
  31. При предварительном заказе водитель обязан обеспечить подачу автомобиля-такси ко времени, указанному в заказе, при этом его простой в ожидании пассажира не должен превышать 10 минут. По истечении этого времени водитель имеет право уехать, поставив в известность об этом диспетчерскую службу, передавшую ему заказ.
  32. Размеры тарифов на перевозки такси устанавливаются перевозчиком.
  33. При занятии автомобиля-такси пассажиром водитель должен включить таксометр.
  34. По окончании поездки в соответствии с показаниями таксометра пассажиру выдается квитанция (чек) за услуги автомобиля-такси. Расчет с водителем производится наличными деньгами.
  35. В случае найма автомобиля-такси несколькими пассажирами общая сумма платы за проезд распределяется между пассажирами пропорционально расстоянию, преследованному каждым пассажиром.
  36. Если в процессе перевозки автомобилем-такси возникает ситуация, когда его движение не может быть продолжено, в том числе по не зависящим от водителя обстоятельствам, то договор перевозки считается досрочно расторгнутым, и пассажир оплачивает стоимость преследованного расстояния.
  37. Льготы на оплату проезда в такси предусматриваются перевозчиком.
  38. В багажном отделении автомобиля-такси допускается перевозка багажа общим весом не более, чем это регламентировано производителем автомобиля, и только при закрытой крышке багажного отделения.
  39. В салоне автомобиля-такси разрешается перевозить различные предметы и вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не портят и не загрязняют обивку салона и его оборудование, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалом заднего вида.
  40. В автомобилях-такси разрешается перевозить мелких животных и птиц в корзинах, клетках или сумках с глухим дном. Перевозка собак на автомобилях-такси разрешается только при согласии на такую перевозку водителя и других пассажиров.
  41. Водители такси:
    в пути следования заблаговременно выбирают полосу движения, регулируют скоростной режим и осуществляют маневрирование таким образом, чтобы обеспечить наибольшую безопасность и плавность хода транспортного средства;
    в случае технической неисправности транспортного средства, угрожающей безопасности дорожного движения, жизни и здоровью пассажиров, производят остановку транспортного средства, открывают все двери и высаживают пассажиров;
    в экстренных ситуациях немедленно обращаются в специализированные службы 01, 02, 03 или 051;
    в случае дорожно-транспортного происшествия предпринимают немедленные меры для сообщения в соответствующие службы о характере происшествия и по возможности оказывают первую медицинскую помощь пострадавшим, организовывают их доставку в пункты неотложной медицинской помощи;
    если в транспортном средстве по недосмотру пассажира остались забытыми вещи, обеспечивают в кратчайший срок их передачу ответственным работникам администрации перевозчика или на хранение в «стол находок»;
    при выявлении неисправностей у автомобиля-такси немедленно сообщают об этом в диспетчерскую службу и содействуют скорейшей отправке пассажира к месту назначения или до ближайшей остановки пассажирского транспорта;
    обеспечивают безопасность перевозки и высокую культуру обслуживания пассажиров;
    перед выездом на линию проверяют техническое состояние автомобиля;
    должны иметь при себе путевой лист или бортовой журнал отметок о прохождении предсменного медицинского осмотра водителя и предсменного технического осмотра автомобиля-такси;
    должны включать музыкальные проигрыватели или радиоприемники с согласия пассажира и выключать их по требованию пассажира.
  42. Водитель автомобиля-такси, приглашающийся к выполнению заказа лично или по телефону, может отказаться от его выполнения по следующим причинам:
    если лицо преследуется правоохранительными органами;
    при превышении числа пассажиров над количеством посадочных мест в автомобиле;
    нахождение пассажира в состоянии алкогольного опьянения или наркотической интоксикации, кроме случаев, когда состояние пассажира угрожает его жизни;
    одежда пассажира, его багаж или сопровождающиеся им животные могут нанести ущерб другим пассажирам или салону автомобиля;
    приглашение на обслуживание по дорогам, по которым движение запрещено или которые находятся в аварийном состоянии.
  43. Водитель не может запретить пассажирам перевозить багаж, если он укладывается в багажное отделение и не портит его.
  44. Перевозчики несут материальную ответственность и возмещают ущерб, причиненный здоровью пассажиров, а также перевозимым ими вещам, если это повреждение вызвано нарушением Правилдорожного движения и настоящих Правил.
  45. Договор на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа такси в столице может быть расторгнут по инициативе органа транспорта столицы:
    при наличии информации дорожной полиции о нарушении данным водителем Правил дорожного движения более трех раз в месяц;
    при поступлении обоснованных жалоб от пассажиров на работу данного водителя более трех раз в месяц, касающихся исполнения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа такси.

Контроль за соблюдением настоящих Правил

  1. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется в соответствии с законодательствомРеспублики Казахстан.

Приложение
к Правилам перевозок
пассажиров и багажа
автомобильным транспортом
в столице

           Шкала оценки конкурсных предложений 
     на обслуживание маршрутов регулярных городских 
       автомобильных перевозок пассажиров и багажа

N
п/п
Показатель Количество
баллов
1 2 3
1. Срок эксплуатации автобусов, микроавтобусов (за
каждый автобус):
до 3 лет;
от 4 до 7 лет;
от 8 до 10 лет;
от 10 до 14 лет.
1
0,7
0,4
0,1
2. Принадлежность подвижного состава:
на праве собственности;
на правах аренды.
Примечание: при смешанной принадлежности
берется балл пропорцианально проценту
принадлежности от общего количества транспорта,
необходимого для обслуживания маршрута.
5
3
3. Наличие производственной базы для хранения
подвижного состава при:
наличии собственных отапливаемых гаражей;
аренде отапливаемых гаражей;
наличии собственных неотапливаемых гаражей;
аренде неотапливаемых гаражей;
хранении на открытых площадках.
5
4
3
2
0
4. Наличие производственной базы для технического
обслуживания и текущего ремонта:
при наличии собственных отапливаемых зон
технического обслуживания и ремонта с
необходимым набором оборудования и персоналом:
при аренде аналогичной базы;
при наличии собственной отапливаемой базы;
с набором минимально необходимых цехов,
участков для технического обслуживания и текуще-
го ремонта (пост для проведения технического
обслуживания и ремонта, оборудованный подъемни-
ком или смотровой канавой из расчета 2 поста на
10 ед. транспорта;
при аренде аналогичной базы;
при отсутствии выше перечисленного.
Примечание: зона технического обслуживания и
текущего ремонта с необходимым набором цехов,
участков включает цеха по ремонту и техническому
обслуживанию агрегатов, электрооборудования,
шиноремонтный, сварочный, покрасочный, посты
ТО-1 и ТО-2, зону для снятия и постановки
агрегатов с необходимым подъемно-транспортным
оборудованием из расчета 20 машиномест на 100
единиц транспорта.
5
34
2
0
5. Варианты осуществления объявления остановок:
при 100 процентном оборудовании
транспортных единиц информаторами;
посредством автоматизированного голосового
устройства;
объявляется кондуктором или водителем;
наличие подвижного состава, приспособленно-
го для перевозки инвалидов, использующих кресла-
коляски.
7

3
1
+0,1 за
каждый
автобус

6. Опыт работы руководящего звена в сфере пассажир-
ских перевозок:
от 3 до 5 лет;
от 5 до 8 лет;
свыше 8 лет.
2
4
6
7. Опыт работы водительского персонала в сфере
пассажирских перевозок:
от 3 до 5 лет;
от 5 до 8 лет;
свыше 8 лет.
Примечание: при подсчете опыта работы водитель-
ского персонала берется средний балл от общего
количества водителей, необходимого для
обслуживания маршрута.
2
4
6
8. Система мер по замене подвижных единиц, сошедших
с линии:
при наличии резервного транспорта и линей-
ного персонала с мобильными средствами связи
(радиостанция, мобильный телефон), обеспечивающих
замену сошедшего с линии транспорта в течение
0,5 часа;
при наличии только резервного транспорта
без линейного персонала без связи, обеспечиваю-
щих замену сошедшего с линий транспорта в
течение 1 часа;
при отсутствии вышеперечисленного.
5

3
0

9. Дополнительные предложения, улучшающие условия
перевозки пассажиров:
однородность видов и классов автобусов или
микроавтобусов на соответствующем маршруте.
+0,5

На усмотрение комиссии в графу 9 «Дополнительные предложения, улучшающие условия перевозки пассажиров» могут быть внесены дополнительные критерии (система организации и осуществления мойки и уборки подвижного состава, система связи с диспетчерской службой, обеспечение предрейсового технического контроля автобусов, тариф за проезд) с оценкой до 6 баллов или учтены дополнительные предложения перевозчиков по сервисным услугам в пути следования с оценкой по 1 баллу.